Previous Entry Share Next Entry
Тоже хочу почитать, но никак руки не доходят
miss_sneshinka
Originally posted by tigrarim at "О детском рисовании" Марины Озеровой
Сразу видно, какой цвет у ребенка любимый ;))



Сейчас читаю удивительную книгу "О детском рисовании; Марины Озеровой: как не мешать ребенку творить, как смотреть на мир его глазами,  какие приемы и техники использовать. Эта книга перевернула мой взгляд на детское рисование. Всем мамам с большими и маленькими детьми очень советую

Под катом много цитат себе на память:

Девочки и мальчики рисуют по-разному: девочки изображают собственно предметы, мальчики - отношения и связи между ними, динамику. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, сторить композицию, изменять общую форму. Девочки лучше используют цветовую гамму, мальчики - перспективу.

Основы развития зрительного восприятия в детском возрасте
Из главы "От года до трех":
Ребенок еще не умеет последовательно рассматривать новый предмет и выделять различные свойства, и его внимание сосредоточено на одном, наиболее заметном для него признаке. По этому признаку он узнает предмет. Обычно такое узнавание опирается на форму, цвет или фактуру. К концу раннего детства обследование предмета становиться более детальным, а ребенок пытается выделить несколько признаков, не ограничиваясь тем, что первым бросилось в глаза.

Разглядывая сюжетную картинку, он сначала перечисляет отдельные предметы, но уже к трем годам хорошо улавливает, что на ней происходит (например, не "дед и репка", а "дед тянет репку"). Появляется "зрительная ориентировка" - малыш может выбрать предмет на глаз, а не путем многочисленных проб (какое колечко следующим надеть на пирамиду). Развивается предвидение динамических взаимоотношений предметов: ребенок может заранее понять, удастся ли протащить вещь через отверстие, мысленно соотносит форму, размер и расстояние.

В рисовании, если рассматривать его как деятельность, можно выделить три основных этапа. Сначала идет восприятие объекта - ребенок рассматривает объект. Воспринимающая часть - сетчатка глаз, рецепторы сетчатки посылают импульсы в центральную нервную систему. Затем информация обрабатывается: в зрительной области коры головного мозга формируется образ. Далее ребенок приступает к изображению, выполняет моторные действия. В основе процесса лежит восприятие, от которого зависят все остальные этапы.

В игре и работе с карточками (например, Гленна, Домана) багаж чувственных образов, развивающих мышление, не наполняется. Поэтому при выботе между "первоисточником" или "обработанной информацией" всегда лучше отдавать предпочтение оригиналу. То есть ребенку полезнее поигать с одним-единственным домашним котенком, чем заучивать по карточкам сотни названий животных и определять их по изображениям.

О просмотре мультфильмов
Бытует мнение, что просмотр мультфильмов развивает фантазию. К сожалению, это дает обратный эффект. Если принять во внимание, что за одну секунду на экране мелькает 24 кадра, то за 10-ти минутный мультфильм получиться огромное число - более 14 тысяч. А многие современные анимационные серии длятся намного дольше десяти секунд. (...) За коротких промежуток времени мозг получает невероятное количество рисованных образов, не успевая критически обрабатывать поступающую информацию. Так эти образы приобретают характер прочно усвоенных шаблонов. (...) Если провести маленький эксперимент среди знакомых, смотревших в детстве советский мультик о Винни-Пухе, то на просьбу нарисовать медвежонка Винни с большой вероятностью можно получить один результат - копию мультипликационного персонажа.
Способность генерировать собственные идеи при этом ухудшается. Дети, много смотрящие телевизор, обычно не умеют вести сюжетно-ролевую игру, у них недостаточно развита фантазия. При рисовании они просят дать им определенное задание - что именно изображать и как. Придумать картинку им сложно. Для этих детей характерно использование шаблонов, срисовывание чужих изображений, попытки копировать мультипликационнцю стилистику.

О книжных иллюстрациях
Маленьким детям важна не информация, а отношение взрослого, невербальное общение. Поэтому сказки им лучше не читать, а рассказывать или хотя бы рассказывать почаще - чтобы видеть их эмоции и развивать воображение. При рассказывании один и тот же персонаж может принимать в фантазии ребенка любые очертания, а на картинке, сопровождающий текст, он остается без изменений. Оснавная задача иллюстрации - помогать ребенку воспринимать текст, а не создовать образы, противоречащие содержанию или упрощающие его. (...)
Конечно, для ребенка важно видеть художественное, детально продуманное изображение. С другой стороны, оно мешает творить собственные образы. Поэтому при выборе книг для чтения лучше идти на компромисс: чередовать иллюстрированные произведения и книги без картинок. И помнить - чем младше ребенок, тем реалистичнее должна быть иллюстрация.

Осторожно следует относиться к изображениям в страшных сказках или иллюстрациям напряженных моментов в тексте. Если ребенок слушает сказку или читает текст, он всякий раз заново строит образ неприятного персонажа и "уничтожает" его, побеждая испуг. (...) Если же персонаж изображен в книге, образ становится статичным - он не исчезает и не трансформируется, и страх ребенка остается непобежденным. (...) Поэтому любые пугающие моменты лучше не показывать, а проговаривать.

Действиями малышей движет вопрос "что внутри?". Узнать это - их первоочередная задача, поэтому они стараются разобрать любые предметы, в том числе и книги.

Про игрушки
Дети прочно запоминают образ тог, с чем играют, и даже проецируют качества игрушки на собственное поведение. При выборе игрушек стоит обращать внимание на несколько важных моментов:
1. Главное достоинство игрушки в том, что она позволяет ребенку манипулировать ею, а не манипулирует им самим. Детальная, подробная, хорошо продуманная взрослыми игрушка часто слишком привязана к определенной игровой ситуации и не оставляет ребенку свободы и возможности управлять игрой. (...) Чем меньше определена игрушка сама по себе, тем более определений она получает в игре (кубик - и домик, и машина, и пирожное для куклы). В этом смысле хороши антропософские игрушки.
2. Желательно, чтобы образ, который символизирует игрушка, был спокойным и позитивным.
3. Для самых маленьких детей (младенчество и ранее детство) желательно покупать игрушки из натуральных материалов. Также стоит следить, чтобы образ был цельным и узнаваемым.

Про быт
Кроме игрушек, в поле зрения ребенка ежедневно попадает множество бытовых предметов. Иногда взрослые стремятся построить для малыша особый мир, заполняя его комнату кукольными, игрушечными, нереальными образами. Детская мебель, обои, текстиль, посуда пестрят изображениями мультипликационных персонажей. (...) К сожалению, современная индуствия не всегда отвечает требованиям хорошего вкуса, и идущие за ней взрослые мешают естественному развитию зрительного восприятия и формированию нормальных сенсорных эталонов.

Стадии развития детского рисунка
1. Лишенные смысла штрихи, или каракули. Это непроизвольные линии, нанесенные в хаотическом беспорядке. На этой стадии ребенок проходит три этапа:
- период марания (посвященный пробам материалов)
- ритмических каракуль (автор повторяет движения и наносит схожие штрихи)
- ассоциативный период (попытка увидеть в каракулях образ)
2. Бесформенные изображения. Визуально они иногда неотличимы от рисунком первого этапа. Рисунок стал умещаться в границах листа. Теперь ребенок стремится найти в своем рисунке смысл: например, рисуя машинку, он приговаривает "би-би".
3. Схематические изображения. В это время ребенок делает рисунки, построенные по определенным канонам (небо и земля в виде полосок на краях листа, отсутствие перспективы и реальных соотношений предметов).
4. Правдоподобные изображения, или "полусхемы". Предметы приобретают свой действительный размер и внешний вид, появляются попытки изобразить  разные планы, найти верные соотношения размеров. Люди принимают разнообразыне позы, вещи - положения.
5. Правильные изображения. Стадия характеризуется реалистичными рисунками с перспективой, объемом, светотенью.

Нередко, к сожалению, родители стремятся скорее помочь ребенку перейти на следующий этап развития рисунка. Им не терпится увидеть осмысленные изображения. Не стоит торопиться! Чем естественнее проходит формирование  рисунка, тем лучше для интеллектуального развития ребенка.
Вот, например, малыш увлеченно рисует однообразные вертикальные штрихи. Мама "приходит на помощь" и изображает воздушный шарик, к которому ребенок подставляет свою черточку - получается "настоящая" картинка. Таким образом родители не дают ребенку самому додуматься до того, что в любом штрихе скрывается смысл. А ведь чем более ассоциаливных связей возникает в мозгу, тем выше уровень интеллекта. На следующем этапе развития рисунка малыш как раз будет занят поиском "предметов" в своих каракулях, и не нужно мешать ему самостоятельно одолеть эту ступеньку.

Поначалу можно ограничиться одной краской, ребенку не нужна целая палитра. Основное удовольствие - ощущать краску руками и переносить ее на себя или поверхность. Поэтому цвет совершенно не важен. Но если есть выбор, учтите, что дети до трех лет выбирают самые темные оттенки, поскольку след от них заметней.

Некоторые родители и педагоги стараются сразу же научить ребенка "правильно" держать карандаш или мелок. Не стоит воноваться об этом! (...) Малышу неудобно действовать пишущим инструментом по-взрослому - мелкая моторика еще не настолько развита. К тому же, ребенок стремится задействовать сразу максимум рецепторов, поэтому хватает интересный предмет всем кулачком. (...) Для удержания карандаша тремя пальчиками требуется чрезмерная концентрация, оставляющая мало сил для творчества.

Фломастеры лучше давать не раньше младшего школьного возраста (6-7 лет) и то не как основной материал. Они не позволяют ребенку научиться управлять художественным средством. Чтобы рисовать фломастером, усилия не нужны: невозможно регулировать нажим, как у карандаша, цвета слишком неестественные и смешивать их нельзя. 

По собственному взрослому опыту мы воображаем, что ребенок рисует так: представляет себе предмет или разглядывает его, а потом более или менее удачно копирует увиденное. Но все устроено по-другому. Ребенок пробует различные действия с кисточкой или карандашом и соотносит с ними ощущения от действий с предметами (или же от действий самих предметов и явлений). (...) Для ребенка внешнее соответствие не является главным. Он рисует тактильные или двигательные впечатления, а не зримый образ.

Очень часто на этом этапе дети просят родителей или других взрослых что-нибудь нарисовать. Попытайтесь, если это возможно, не изображать предметы. В это время у ребенка быстро складываются стойкие стереотипы образов: домик - квадрат с треугольником наверху, елочка - три поставленных друг на друга треугольника.

Чем плохо рисовать узнаваемые картинки? Ребенку будет уже тяжело создать неповторимый образ, выработать свой стиль. Также это мешает свободному развитию мышления. Образное мышление ребенка принимает готовые изображения, не пытаясь генерировать свои собственные, и оперирует чужими клише. Именно поэтому лучше не использовать покупные раскраски, поскольку ребенок никак не учавствует в процессе создания нарисованных в них картинок.

Цвета лучше не заучивать вовсе. Нормальный ребенок легко усвоит их из речи окружающих. Старайтесь сделать наоборот - не ограничиваться в своей речи только основными цветами, а использовать как можно больше названий оттенков, тогда ребенок будет тренировать восприятие.

Постепенно сюжет рисунка усложняется, позы людей становятся более разнообразными, передается динамика. В то же время ребенок может разработать некий авторский шаблон изображения лиц и фигур, которому начинает следовать практически без изменения в деталях.

Примерно на шестом году жизни ребенок осваивает изображение человека со всеми частями тела (по две руки и ноги, голова и туловище). Затем появляются правдоподобные пропорции и детали.

Примерная периодизация изменений в детском рисунке
4 года: туловище изображается чаще всего в виде круга или овала. Голова соединена непосредственно с туловищем. Ноги расставлены, связаны с линией туловища. Пропорции неправильные.
5 лет: в изображении появляются детали - уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.
6 лет: уточняются пропорции. Руки присоединяются к туловищу на высоте плеч, может быть изображена шея. В одежде мелкие детали (пуговицы, карманы).
7 лет: переход от постоянного изображения в анфас к полупрофилю и профилю. Формы и пропорции правдоподобны.
8 лет: шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.
9 лет: ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями.
10-11 лет: появляется перспектива, стремление передавать объем, накладывать тени.

Замечено, что творчество без словесного сопровождения менее удачно, картинки при этом бедны деталями. При "молчаливом" рисовании чаще используются устойчивые шаблоны, ребенок реже изменяет и дополняет новыми деталями знакомый образ.

Там еще много интересного :)))

?

Log in